Введение: среди различных, пока еще мало известных направлений функциональной диагностики, активно развивающихся в последнее десятилетие в отечественной медицине, можно отметить нового представителя. Общее название этого метода— стабилометрия— это метод регистрации проекции общего центра масс тела(ОЦМ) на плоскость опоры и его колебаний в положении обследуемого стоя, а также при выполнении различных диагностических тестов. В ряде случаев метод применяется при использовании различных положений тела обследуемого, включая положение сидя и лежа.
Актуальность работы: любое неблагополучие в системе поддержания равновесия проявляется самыми различными расстройствами организма: от головокружения до тяжелых вегетативных реакций и невозможности осуществлять самостоятельные движения. Это делает статокинетическую систему организма одним из важнейших объектов для изучения современной медицины. Хорошая координация движений — одно из важнейших условий жизнедеятельности человека.
Пациенты, находящиеся на лечении в ГБУЗ КО ЛКПБ по назначению врача, наряду с медикаментозной терапией, посещают психокоррекционные занятия у медицинского психолога методом тренировок на стабилометрической платформе с использованием двигательно-когнитивных тренажеров.
Стабилотренажер предназначен для диагностики нарушений функции опорно-двигательной, центральной и периферической нервной системы, перцептивного, вестибулярного и зрительного анализаторов; для восстановления функций равновесия, опоры движения и координации, что позволяет осуществлять управление лечебным и реабилитационным процессом.
Цель: улучшение способности концентрации внимания у пациентов за счет целенаправленного тренинга координации движений, методом двигательно-когнитивных тренировок, совершенствуются функции физической и психической активности и выносливости в процессе лечения.
Задачи:
1.Активизировать функции физической и психической активности и выносливости.
2.Скорректировать баланс равновесия у пациентов с применением биологической обратной связи.
3. Повысить степень чувствительности ступней и мышц ног для улучшения координации движений методом двигательно-когнитивных тренировок.
При первичной встрече с пациентом проводится тест «Ромберга» — методика состоит из двух проб, с открытыми и закрытыми глазами. Она является основной при проведении обследований с целью контроля динамики лечения. Проводим его два раза в начале сеанса и по окончанию проведения тренингов. Цель пробы — оценить выраженность нарушений функции равновесия больного в основной позе.
Психологический тест «Оценка латеральной асимметрии» — является психологической методикой, позволяющей определить ведущее полушарие человека, выявить латеральный тип психической деятельности.
Исследовательский тест «Мишень», цель — оценить выраженность нарушений функции равновесия пациента в основной (привычной для пациента позиции при вертикальном стоянии) позе. Пациент управлением позы тела осуществляет перемещение собственного центра тяжести и нагрузку на стопы для того, чтобы удержать метку в центре заданного круга в течение всего времени пробы. Выполнение данной пробы требует когнитивных действий, восприятия инструкции, внимания, переключения и т.д., по поддержанию или изменению заданной позы (двигательного действия) с визуальным контролем. Способствует улучшению двигательно-когнитивных функций у пациентов. Этот тест помогает скорректировать баланс равновесия у пациентов с применением биологической обратной связи.
В целом процедура тренировок оказывает благоприятное воздействие на пациентов. Так как к концу сессий показатели функции равновесия увеличиваются, нам удается скорректировать баланс равновесия у пациентов с применением биологической обратной связи. С помощью двигательно-когнитивных тренировок, у пациентов повышается чувствительность ступней и мышц ног, улучшаются функции физической и психической активности, выносливости. Показатели успешности положительно влияют на процесс лечения.
Медицинский психолог Кулебакина С.Ф.