Советы педагогам и родителям с тревожными детьми.

Детская тревожность — это устойчивое состояние, являющееся индивидуальной особенностью каждого ребенка и проявляющееся в его склонности к частым переживаниям состояния тревоги, индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают. Тревожность развивается, чаще всего, вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта. В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки.При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Они очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.

Советы по преодолению чувства тревожности у ребенка:

  1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
  4. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  5. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  6. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  7. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  8. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
  9. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  10. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
  11. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  12. Не унижайте ребенка, наказывая его.
  13. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»
  14. Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.

Медицинский психолог ГБУЗ КО ЛКПБ

Кулебакина С.Ф.