Синдром дефицита внимания и гиперактивность детей

Гиперактивность детей

        Как быть в такой ситуации? Множество родителей и учителей задают подобный вопрос. Попробуем разобраться.

Что же такое гиперактивность? Если говорить детально, то в переводе с латинского языка «активный» — значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.

По данным психолого — педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: «подвижные», «импульсивные», «шустрики».

По данным специалистов, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальное или даже психопатичное лицо: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.

Для выявления гиперактивных детей, необходимо составить портрет гиперактивного ребенка:

Часто встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризуют этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль.

Как выявить гиперактивного ребенка?

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу и родителям важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. 

У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности:

— беспокойство (69,7%),

— невротические привычки (69,7%),

— нарушения сна (46,3%) и аппетита (35,9%),

— тики, назойливые движения, двигательная активность и неловкость и т.д.

Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения и формировании соответствующего поведения.

Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается: математикой, физкультурой или проводит свободное время. На занятиях физкультурой, например, он в один миг успевает начертить мелом полосу для бросков мяча, построить группу и стать впереди всех для выполнения задания. Однако, результативность подобной «брызжущей» активности не всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится до конца.

Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных, ненужных и даже каких — то навязчивых движений.

Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения: перескакиванием с одного дела на другое, недостаточно четкой пространственной координацией движений (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не «вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей «живая» мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, «выпадают» из деятельности и из всей ситуации, то есть «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее «возвращаются».

Рекомендации родителям:

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
  2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать Вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
  3. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
  4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
  5. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  6. Определите для ребенка рамки поведения: что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
  7. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении других не будьте столь придирчивы.
  8. Вызывающее поведение Вашего ребенка – это его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно обращаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
  9. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.
  10. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально бы было предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.
  11. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы.
  12. Избегайте, по возможности, больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.
  13. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
  14. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
  15. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию.
  16. Задача родителей – найти те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе.

Принципы питания гиперактивных детей:

  1. Соблюдать строгий режим питания.
  2. Придерживаться принципа раздельного питания.
  3. По возможности, исключить продукты с искусственными добавками и консервантами.
  4. В рационе должны преобладать блюда домашнего приготовления.
  5. В пище должны преобладать белки.
  6. Полезные углеводы должны присутствовать в сочетании с белками и крахмалами.
  7. Полезные углеводы: зерновой хлеб, каши из цельной крупы.
  8. Исключить рафинированные продукты; изделия из белой муки, макароны, рафинированный сахар и кондитерские изделия, манную и рисовую каши.
  9. Должно быть достаточно полезных жиров: это сочетание растительных масел полезного отжима и животных (жирные сорта морской рыбы – тунец и нерка).
  10. Употреблять 5 видов овощей и фруктов ежедневно – это восполнит дефицит витаминов.
  11. Употреблять в пищу свежую зелень, особенно с рыбой и мясом.
  12. Исключить газированные напитки, кофе, крепкий чай.

                                                                                                                                                                                                                  медицинский психолог  Т.Н. Нохрина