Подросток в семье. Помощь в воспитании

Характерные для кризисного периода стремительное взросление ребёнка и борьба за самостоятельность, вызывают у родителей самые разные опасения. Столкнувшись с внезапным изменением в поведении ребёнка, родители далеко не всегда правильно выбирают линию поведения.

Как это ни парадоксально, но во время подросткового кризиса появляются поведенческие проявления, напоминающие трёхлетнего ребёнка и не типичные для всего промежуточного развития (дошкольного и младшего школьного возраста) Опять возникает негативизм – иногда пассивный, а иногда — и активный. Даже конкретные темы споров с родителями нередко близки к тем, которые доминировали в трёхлетнем возрасте: нежелание тепло одеться, выходя в холод на улицу, стремление ложиться спать не раньше родителей и т. д.

Это не случайное сходство. В период подросткового кризиса, как и в трёхлетнем возрасте, ребёнок пытается сравняться в правах со взрослыми.

Но вот ребёнок становится подростком. Он уже научился читать,  писать, считать – овладел основными премудростями, которые раньше составляли преимущество у взрослых. И главное, подросток почти сравнялся с взрослыми по уровню умственного развития. Конечно, ему не хватает  жизненного опыта, его суждения чересчур прямолинейны и соответствуют, скорее, некоторому идеалу, нежели жизненной реальности. Однако, сам он этого не осознаёт. А хорошо развитое логическое мышление позволяет ему видеть противоречия в рассуждениях взрослых. Родители же могут считать его ребёнком-несмышлёнышем и продолжать его держать за школьной партой, как первоклассника.

Родителям необходимо осознать, что их ребёнок стал уже почти взрослым. А это значит, что он должен занять в семье новое положение, значительно более равное, чем раньше.

Предлагаем воспользоваться несколькими простыми, но очень действенными советами в воспитании подростка:

У него должны появиться новые права и обязанности. Права и обязанности неразрывно связаны между собой. Главное право – это право распоряжаться собой, оно требует высокой ответственности, а ответственность и зарождается, и проявляется в добросовестном выполнении своих обязанностей.

Желательно, чтобы вопрос об обязанностях подростка решался совместно с родителями. Как правило, у подростков значительно меньшее противодействие вызывают обязанности, связанные с жизнью семьи в целом: например, уборка не своей, а общей комнаты, покупка продуктов для всей семьи и т.д. Подобные обязанности и служат наилучшим полем для воспитания у подростка ответственности и самостоятельности.

Что касается прав, то здесь на первом месте стоит право распоряжаться своим временем (разумеется, в пределах разумных ограничений, заранее согласованных с родителями).

Большое значение для развития личности в этот период приобретает привлечение  ребёнка к участию в принятии решений, касающихся всей семьи (кого пригласить в гости на Новый год, как провести лето, что сначала купить – музыкальный центр или холодильник и т.д.) Полезно, чтобы подросток представлял себе, хотя бы в общих чертах, материальное положение семьи и участвовал в планировании семейного бюджета. Конечно, пока ещё он должен иметь только совещательный голос, но важно, чтобы к нему прислушивались, уважительно относились к его мнению и, если с ним не согласны, то объяснили, почему.

Кроме внутрисемейных отношений, родителям важно обсуждать с ребёнком и взаимоотношения со сверстниками. Эта сфера важна для подростка. В частности, следует поговорить о возможностях его участия в подростковом клубе, студии, спортивных секциях  и т.п.

                           Любите и уважайте своих детей!

 

                                                 Медицинский психолог ГБУЗ КО ЛКПБ Нохрина Т.Н.