Как помочь близкому справиться с последствиями инсульта

Инсульт — это острое нарушение кровоснабжения головного мозга, влекущее за собой расстройство функций центральной нервной системы (далее ЦНС) или их полное «отключение» на срок более 24 часов, которое сопровождается потерей сознания, параличами, высок риск смерти больного в более короткий промежуток времени. К инсультам относят инфаркт мозга, кровоизлияние в мозг и субарахноидальное кровоизлияние, имеющие клинические различия.

Насколько разнообразна клиническая картина инсульта, настолько разнообразны его последствия. И, конечно же, чем раньше оказать квалифицированную помощь пострадавшему, тем больше шансов на сохранение его жизни и на то, чтоб последствия этого страшного заболевания были наименее трагичными. В результате расстройства функций ЦНС, нарушаются сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется познание окружающего мира и взаимодействие с ним (память, внимание, речь, мышление, ориентация, планирование и т.д.), то есть речь идет о нарушении когнитивных функций головного мозга.

Как восстановить когнитивные функции после инсульта?

Работа по восстановлению когнитивных функций начинается с назначения специальных препаратов врачами и продолжается восстановительными упражнениями, связанными с полезной нейропсихической нагрузкой для коррекции тех или иных когнитивных функций.

Упражнения для восстановления когнитивных функций

  • Работа с мелкой моторикой, разнообразные действия с пальцами рук (фигуры из пальцев, счёт на пальцах, двигательные упражнения для пальцев и т.д.).
  • Упражнения на мышление. Разнообразные загадки, разбор нестандартных ситуаций, игры наподобие «Лишнее слово», задачи на рассуждение, логические задачи, проработка разнообразных кейсов из житейских ситуаций, а также работа с арифметическим счётом.
  • Упражнения на кратковременную память (например, запоминание блока слов или цифр с повторением через определённое время), упражнения на оперативную память (выполнение «многослойных» задач) и долговременную память (работа с воспоминаниями, стимуляция приятных образов из прошлого, восстановление конкретной долгосрочной информации и т.п.). 
  • Упражнения на воображение: сочинение фраз, предложений и рассказов, моделирование стандартных и нестандартных ситуаций, сочинение условий к простым арифметическим задачам, описание придуманного образа (одежда, природа, ситуация и прочее) и т.п.
  • Упражнения на восстановление речи: работа с картинками, трудные слова, скороговорки (задача сказать не быстро, а правильно), проработка звуков, имитация звуков живой и неживой природы, пение песен и т.д.
  • Работа с вниманием и внимательностью (например, найти в комнате или на улице что-то определённого цвета, формы, на ту или иную букву и т.д.).
  • Творческие задания (рисование, лепка, аппликация и т.п).

Важной частью работы является зарядка для тела, естественно, проходящая с учётом возможностей тех или иных подопечных и индивидуальных противопоказаний. Двигательная активность помогает восстанавливать когнитивные нарушения, при грамотном проведении специалистом — мотивирует  и создаёт общий позитивный настрой.

Как помочь близкому справиться с последствиями инсульта? Полезные советы:

Профессиональный психолог или родственник, друзья, коллеги или просто неравнодушные люди, оказавшиеся рядом, и пришедшие на помощь — неважно кто конкретно, любая поддержка со стороны, вера и надежда, исходящая от окружения — всё это является необходимой частью мотивационного процесса, без которого часто человеку не справиться в одиночку со своей проблемой и не победить когнитивные последствия инсульта.

Создание позитивного поля вокруг фактически начинающего жить заново человека – важнейшая часть восстановительной работы. Также важнейшим фактором в восстановлении когнитивных качеств является социализация. Общение как таковое – уже мощнейший ресурс, терапевтическое значение позитивного общения и просто нахождения человека среди людей трудно переоценить.

Медицинский психолог  ГБУЗ КО ЛКПБ 

Кулебакина С.Ф.